Седельно-сцепное устройство: конструкция и основные параметры, принцип работы

8 (800) 250-28-26
8 (495) 225-28-26

Безопасность движения автопоезда во многом зависит от надёжности соединения автопоезда и его рабочих параметров недаром специалисты называют его «пятым колесом». Это механическая часть, соединяющая тягач с ведомым автополуприцепом.

Первые элементы сцепки появились ещё в XIX веке, когда был изобретён прицеп, передающий долю своего веса на ведущее шасси на паровом ходу. Суть современных ССУ ничем не отличается, эволюционирует только техническая часть, привносятся элементы контроля сцепки и проч.

Устройство ССУ

Сцепное оборудование или попросту седло, представляет собой грузонесущую плиту с угловой прорезью для вхождения шкворня от полуприцепа. Его присоединение происходит в автоматическом режиме, под плитой расположен механизм фиксации шкворня. Для предотвращения самопроизвольного отцепления устанавливают два независимых замка, которые к расцепке подготавливают вручную. Вся эта металлоконструкция обеспечивает две или три степени свободы.

Виды ССУ

по принципу соединения автопоезда:

  • Полуавтоматические, где один из этапов сцепки-расцепки производится вручную;
  • Автоматические – контроль и выполнение производит электроника в паре с пневматикой.

по числу захватов:

  • Однозахватные конструктивно простые, надёжные и более безопасные, поскольку тяговые и тормозные усилия передаются на массивный кулак-захват, соответственно сцепная установка подвергается только сдавливающим усилиям со стороны прицепа.
  • Двухзахватные ССУ, где усилия торможения и движения направлены только на захваты.

по степеням свободы:

  • С двумя. Это строение обеспечивающие свободу продольного качания с определённым углом и поворот автополуприцепа в горизонтальной плоскости на 90 градусов вправо или влево, где центром окружности является шкворень. Автопоезд с таким соединением подходит для эксплуатации на ровных дорогах, поскольку отсутствие дополнительной «свободы» повышает устойчивость всего состава в целом.
  • Три степени. В механизме появляется продольная ось, позволяющая тяжеловозу дополнительно к упомянутым двум, выполнять поперечное качание. Угол отклонения в таких случаях не должен превышать 15 градусов. Такая сцепка является необходимым условием на бездорожье.

Виды автотягачей по высоте ССУ

Для безопасной эксплуатации следует точно подбирать ведущее звено под параметры прицепного шасси, поскольку можно получить негативные последствия при несоблюдении этого правила. Если прицеп установлен на ССУ с избыточной степенью, то габарит по вышине будет превышен в передней доле полуприцепа. В случае когда седло ниже необходимого, то верхний габарит будет завышен в заднем отделе кузова.

Четыре основных вида шасси по высоте, которая возникает вследствие разной комбинации размеров колёс, самого сцепного агрегата и проч.:

  • Высокие шасси с уровнем сцепки от 1.3 до 1.35 метра. Эта группа машин в основном с колёсной формулой 6x4, которые эксплуатируются в паре с низкорамными тралами, спецтехникой;
  • Нормальные, высота соединения от 1.18 до 1.23 м. Транспорт этой группы используют с полуприцепами, не имеющими жёсткого габарита по уровню высоты, например цистерны, открытые или закрытые бортовые отсеки, самосвалы и др. Отличительная черта – простая рама машины;
  • Среднее (medium) с высотой седла 1.10 – 1.14 м. Сложная рама спецтягача, седельно-сцепное устройство может быть установлено на плите или без неё;
  • Низкое соединение до 1 метра: LowLiner или UltraLow. Самое дорогое и сложное исполнение шасси. Конструкция рамы таких машин имеет меньший швеллер и арку над ведущим мостом. Практически на всех мостах устанавливается пневмоподвеска, поскольку с другого типа амортизаторами невозможно движение при столь малом клиренсе. Для комплектации UltraLow применяют установки изменяющие подъём седла с 0,96 метра до 1.2 метра.

Для изменения высшей точки седла устанавливают пневматическую, гидравлическую или механическую систему. Большой вес гидравлики сильно повышает собственный вес тягача, поэтому она не популярна в низкой комплектации. Любые отклонения от нормальной высоты сцепки накладывают дополнительные расходы в связи с покупкой и эксплуатацией грузового состава.

Подбор автополуприцепа под тип тягача

Среди строений тягачей различают два типа: европейский и американский. Между собой они сильно различаются по структуре. Первые получили большое распространение на отечественных дорогах, поскольку для их обслуживания налажена развитая сеть СТО и дилерских центров по продаже запчастей.

Оптимальная эксплуатация автопоезда возможна, когда совпадает марка его составных элементов , либо кузов собран в стране, где используется техника. Это сокращает время на поиск станции техобслуживания и сокращает простой.

Задать вопрос
8 (800) 250-28-26
8 (495) 225-28-26
 Позвоните мне: 
 
Узнать цену автоПозвоните мнеЛизинг/кредитTrade inПродать свое автоЗапись на сервис