Подводя итоги рынка грузовиков за 2012 год

Прошедший год был богат новинками, представляем главные

Вступление России в ВТО стало одним из значимых событий 2012 года, которое отразилось на экономике страны в целом, и на отечественном автомобильном рынке в частности. Следствием этих событий, с 23 августа стали новые пошлины на ввозимые автомобили, величина которых, в зависимости от транспортного средства, понизилась до 5-15% (раньше были 25%). Данная тарификация имеет тенденции сохраниться в течение трех последующих лет.

С начала сентября в РФ введен сбор на утилизацию автомобилей, который направлен на компенсацию снижения ввозных пошлин. Заметим, что утилизационный сбор незначительно задел рынок легкового автотранспорта, в то время как сегмент грузовиков серьезно «просел». Так по сообщению ФТС ввоз машин из КНР и Южной Кореи в сентябре снизился на 89-97%, из Таиланда ввоз сократился в 3,5 раза. Больше всего это отразилось на тяжелых грузовиках. Отмечено снижение поставок и у импортеров европейских марок: из ФРГ больше чем втрое,  из Франции – втрое, из Италии – практически в 5 раз, из Швеции – в 4,5 раза. Также снизился импорт из Узбекистана и Украины, которая в свою очередь также ввела утилизационный таможенный сбор. Импорт грузовиков снизился  из-за новых требований к оформлению документации, ставших следствием введения утилизационного сбора. По-другому обстоят дела с китайскими самосвалами, которые имеют все перспективы для медленного, но стабильного роста импорта.

Можно говорить, что утилизационный сбор справляется с функцией защиты грузового рынка РФ от влияния импорта. Однако, ниша на внутреннем рынке, которую занимают отечественные производители автомобилей, постепенно сокращается.

До начала введения утилизационного сбора среди импортируемой продукции наибольшим спросом пользовалась корейская марка Hyundai. На втором месте по популярности находился MAN и Ford, за ними Mercedes, Volvo, IVECO, Scania, SHAANXI.

Росаккредитация в ноябре 2012 года осуществила проверку сертификатов, выданных начиная с 2010 года, на соответствие грузовой техники принятым стандартам. Инициация исходила от «Объединения автопроизводителей России» и Госдумы. По результатам проверки под подозрение попали сертификаты более 10,7 тыс. компаний. При этом лишь 34 сертификата были выпущены без каких либо нарушений, а относительно 3829 сертификатов служба выдала предписания об отмене за несоответствие стандарту экологичности Евро-4, по причине не соблюдения норм. Другие 6856 документов, подтверждающих сертификацию китайского грузового транспорта, были выданы органами, которые не проводили должным образом проверочные мероприятия.

По данным, предоставленным «Объединением автопроизводителей России», за период 2011 года и первые полгода 2012 года, в Россию из Южной Кореи и Китая было привезено 14,6 тыс. грузовых автомобилей общей массой свыше 14 тонн, и от 40% до 80% из них сертифицировались «как единичные транспортные средства». Согласно данным КамАЗа, за полгода из Кореи и Китая было ввезено подобным образом 4,1 тыс. грузовых машин, и большая их часть по так называемой «серой схеме».

В период  с января по сентябрь 2012 года продажи грузовиков в России увеличились по сравнению с аналогичным отрезком времени 2011 года на 15,9%, что сопоставимо с динамикой, которую показывает сегмент рынка легковых автомобилей. Зафиксирован рост во всех областях. На 6% увеличились отгрузки автомобилей отечественного производства. Доля данного сегмента, которая годом ранее составляла чуть больше половины общего объема рынка, снизилась до 46%, при этом позиция крупнейшего сегмента на рынке по-прежнему сохраняется.

Уровень продаж иномарок российской сборки увеличился до 20,05 тыс., что составило рост рыночной доли до 7,4%. Доля грузовиков, произведенных в России: как отечественных, так и иномарок, составлявшая 56,9%, сократилась до 53, 4%. Возрос импорт новой грузовой техники (на 24%), в том числе из Республики Беларусь, и доля на рынке увеличилась до 40,8%. «АвтоКрАЗ» в 2012 году выпустил 899 машину, что равняется 84% от объема 2011 года. Импорт подержанных автомобилей увеличился практически на 36%, и доля на рынке данного сегмента расширилась на 0,8 пункта (до 5,8%). Были достигнуты договоренности между корпорацией «Ростехнологии» и властями Белоруссии о слиянии КАМАЗ и МАЗ, объединение планируется на 2013 год.

Перспективы развития рынка с 2013 года до 2020 года

С января 2013 года в России введены новые требования к ввозу автомобилей иностранного производства, соответствующих стандарту Евро-4. Безусловно, комплектация новыми двигателями приведет к удорожанию китайских самосвалов и тягачей.

По оценкам аналитиков рост рынка грузовиков в России в 2013 году составит приблизительно 5%. Подобная тенденция подкреплена увеличением платежеспособности физических и юридических лиц, благодаря реальным доходам, а также расширением возможностей лизинга.

На увеличение рынка влияет рост поставок автомобилей на рынки Ближнего зарубежья. Помимо этого сказывается грузооборот коммерческого транспорта. В среднесрочной перспективе на развитие производства будут влиять различные мероприятия, нацеленные на повышение конкурентоспособности техники российского производства.

По замечанию директора BCG Тузова В. рынок грузовиков в России значительно пострадал от кризиса 2008 г. и восстановление можно ожидать только в 2013 году. Согласно его прогнозу за текущий год будет продано приблизительно 171 тыс. грузовиков. В то же время доля местных производителей автомобилей по демократичным ценам постепенно будет уменьшаться. В свою очередь доля машин среднеценового сегмента вырастет на 36-44% в соотношении к общему объему продаж. Именно ближайшие два года станут удачным временем для зарубежных производителей, стремящихся выйти на российский рынок. Большая вероятность, что крупнейшие предприятия начнут активно завоевывать рынок, предлагая комплексные программы продвижения. В 2013 году выпуск автомобилей MAN стремится к производственной мощности в 6000 грузовиков в год. Помимо немецкой марки в Санкт-Петербурге функционирует предприятие Scania, с мощностью в 7500 единиц техники в год.

В планах российских и украинских производителей в 2013 году предусмотрено увеличение производства. Например, ПАО «АвтоКрАЗ» планирует выпуск 2400 автомобилей. Не стоит ожидать изменения генеральной политики Китая относительно приватизации и господдержки автопроизводителей. Поэтому уже к 2014 году грузовики китайского производства могут успешно конкурировать не только с российской продукцией, но и с машинами европейского производства. По качественной характеристике они сравнимы с аналогами из Европы, а по стоимости не намного дороже автомобилей из России. Мощности производства в Китае больше, чем в России, компании располагают лучшими технологиями и имеют внушительные масштабы производства. Однако к качеству европейских стандартов китайская техника сможет приблизиться лишь через 15 лет, при условии высокой требовательности покупателей на местном рынке.

Маркетинговая политика, проводимая ведущими производителями КНР в России, оставляет желать лучшего в формировании уровня сервиса 4S и поставке запчастей. Это объясняется тем, что, несмотря на емкость рынка тяжелой техники в России, он составляет лишь незначительную часть от общего объема. И китайским производителям, специализирующимся на продажах в Центральной и Юго-Восточной Азии, не хватает опыта и знаний для формирования сервиса в России.

Генеральный директор компании МАН предполагает, что к 2020 году наступит насыщение рынка – при продажах 1 тыс. грузовиков на 1 млн. человек. К этому времени продажи грузовой техники вырастут до 230 тыс. в год, согласно отчету BCG (Boston Consulting Group). И это в 2 раза или на 112 тысяч автомобилей больше, чем в 2011 году. Доля китайского автопрома сегодня не превышает 10%, а общий дефицит составляет 110-120 тыс. единиц грузовой техники.

Счастливые обладатели техники «СЕЛЬХОЗНИК»

Клиенты нашей компании стали обладателями надежной техники для сельского хозяйства.

24.05.2017

Запрет на работу с иностранными водительскими правами

Поправки в закон с 1 июля 2017 года. 

24.03.2017

Рост продаж грузовиков и LVC

Согласно данным «Автостата» рост грузовиков в январе этого года вырос на 25,5% по сравнению с прошлым годом.

16.02.2017

Новый тариф в системе «ПЛАТОН»

Повысился коэффициент на движение грузовиков массой более 12 тонн по федеральным дорогам.

07.02.2017

LVC гибрид – это возможно!

В Лондоне начали проводить тестирование двадцати фургонов Ford Transit с гибридным электродвигателем.

31.01.2017

Поздравляем с наступающим 2017 годом!

Коллектив нашей компании поздравляет всех с наступающим Новым Годом!

30.12.2016

Новые дорожные знаки для электромобилей

Новые дорожные знаки, касающиеся электромобилей и мест их зарядки, скоро появятся на дорогах России.

30.11.2016

Отмена имущественного налога на автомобиль

Внесение нового законопроекта об отмене имущественного налога на автомобиль моложе 3 лет для предприятий

25.11.2016

Поздравляем с днем автомобилиста!

Группа Компаний Транспортный Центр с радостью поздравляет уважаемых клиентов, партнеров и сотрудников с днем автомобилиста!

28.10.2016

На стоянку прибыл Hyundai HD 78 со стальным бортом

Пополнение ассортимента техники новым Hyundai HD 78 со стальным бортом

09.09.2016
Все новости
ПОЗВОНИТЕ МНЕ:
УЗНАТЬ ЦЕНУ АВТО ПОЗВОНИТЕ МНЕ ЛИЗИНГ/КРЕДИТ TRADE IN ПРОДАТЬ СВОЕ АВТО ЗАПИСЬ НА СЕРВИС